Tour de France на нашей улице
-Ты собираешься посмотреть гонку?
-Не-а, наверное, нет
— А чего это вдруг?
-Ну, я же не ребенок, зачем мне все эти сувениры?
В жизни не думала, что мне придется услышать такой диалог! Я, человек, бесконечно далекий от велоспорта, хоть любительского, хоть профессионального, и то знаю, что Tour de France — третье крупнейшее спортивное мероприятие в мире, и сравниваться с ним по охвату аудитории и по количеству задействованных усилий могут лишь исключительные события. Не посмотреть Тур? Это надо быть полностью не в себе.
В случае, если вы так или иначе «болеете» велосипедами, есть смысл прицельно изучить, когда они там выкладывают маршрут гонки на своем сайте, и наведаться на Юг Франции в горные регионы.
Как мне объяснили знающие люди, Tour de France попросту невозможен без этих мест, поскольку горные дороги — своеобразный «десерт» для гонки, и они добавляют ей не только спортивной сложности (что понятно любому, кто хоть раз в детстве ездил по поручению бабушки на велике в соседнее село за бугорок, за молоком), но и красоты картинки. Равно как и финиш в столице в Париже — ну, а как иначе? Все должно быть очень масштабно!
Словом, мне несказанно (который уже раз в жизни!) повезло оказаться в одном из самых живописных мест на одном из самых знаковых мероприятий в мире.
Маршрут Tour de France 2016 проходил буквально под нашими окнами. И самые ленивые персонажи могли запросто подставить к подоконнику стул, стол, поставить на него бутылочку розе и наслаждаться жизнью. Правда, погодка в этот день была, скорее, для грога или глинтвейна, чем для чего-то холодненького.
Что касается организационных моментов, то надо отдать должное всем задействованным службам: город, через который проходит этап, продолжает жизнь без существенных изменений. Разве что — люди страшно рады вело-гостям.
1. Перекрытие дорог
Примерно за недели две до старта гонки на всех трассах разного значения, по которым поедут спортсмены, появляются большие желтые щиты, объявляющие о времени и дате перекрытия. Да, дорогу не закупоривают «навсегда» хоть бы и для Tour de France: все по часам. В частности, наш городок был перекрыт с 11-30 примерно до 16-30.
2. Режим работы
Это может показаться невероятным, но… некоторые из сотрудников разных компаний берут отпуск (!) на день проведения Tour de France, чтобы а) не мчаться на работу до перекрытия, б) спокойно посмотреть гонку с детьми. Некоторые магазины закрылись — от греха подальше — чтобы не связываться с доставкой и сложностями логистики.
3. Расписание
Вот это реально проблема. У оцепления (занимаются этим делом городские полицейские и приезжие стражи порядка), конечно, все есть. Но если у вас нет определенной доли нахальства, чтобы подойти и спросить «а когда?», вы не будете в курсе расписания событий. Я подозреваю, что можно отследить время старта и финиша по крупным точкам на сайте, но такие маленькие «транзиты», как Тараскон, там не обозначены.
В остальном же, Tour de France — это развлечение на целый день. Да куда там! на неделю! Первыми начинают потихоньку слетаться энтузиасты велоспорта. Город вдруг начинает жужжать: они носятся по дорогам, смеются, разговаривают, велики разноцветные, форма, ломаются, чинятся, пьют что-то по вечерам (спортивный режим? 😉 )
Сначала народ собирается и ждет — некоторых опытных болельщиков легко опознать по разным аксессуарам, которые они раздобыли на прошлых гонках. О да! караван спонсоров и всяких партнеров идет едва ли не с большей помпой, чем сам заезд. И вообще, подумайте сами, разве может сравниться по зрелищности парень, крутящий педали, с тем, что вы сейчас увидите ниже?
Что это, кто это, от кого это, для чего это — понять невозможно! Но народ в полном экстазе, потому что все эти партнеры и спонсоры разбрасывают во все стороны какие-то мелкие промо, и дети, как на добротной свадьбе, ловят их (вместо конфеток и риса).
Вообще, это все забавно, но я ждала парней с педалями. Канал окружен, как и положено, официальными лицами, машинами сопровождения, техничками, безопасностью, мотоциклистами, фотографами, машинами с прессой… Все оно такое разноцветное и яркое, что аж дух захватывает, пусть бы даже пошел дождь. Кстати, народ не расходится — все ждут канал. И я совершенно уверена, что велосипедистов примерно в 150 раз меньше, чем всего персонала, который задействован в организации. И это еще я не вспомнила про вертолеты!
Есть у Tour de France одна традиция, которая дорога моему сердцу, влюбленному в автомобильный бренд Skoda, — впереди канала идут официальные машины директората гонки, которые традиционно принадлежат этой марке и всегда красные. Ребята, я видела красную машину директора гонки! Это почти как увидеть Париж и умереть. Но лучше — жить 🙂
Ну, и каждый мечтает увидеть парня в желтой майке. Кстати, мои новые друзья жаловались, что это не всегда получается: то ли парни слишком быстро мчатся, то ли они смотрят в этот момент в другую сторону — не понятно. Но Крис Фрум попался в мой объектив с первого раза. Йооооууухххуууу! Я так считаю.
Вообще, посмотреть Tour de France — это как заглянуть в лабораторию к физикам-ядерщикам, или немного прикоснуться к мастерству ювелиров, или увидеть, как на самом деле строятся воздушные шары. Одним словом — это такая уникальная кухня, которая заставляет открыть широко рот и глаза. Даже если ваш велоопыт исчисляется тремя поездками за молоком за бугорок в соседнее село.
[…] но очень живописный перевал формально не входит в маршрут гонки Тур-де-Франс, но ничем не хуже любого другого соседнего. А […]