Обожаю подростков! Они лучшие люди в мире
-А долго этот период взросления длится?
-Мне кажется, он и не заканчивается вовсе.
О подростках принято говорить, слегка закатив глаза, вздохнув и покачав головой. Они таковы, что заставляют активно бежать кровь по жилам, эмоции работать, а сердце реагировать острее. Таковы уж они — у них всё или на полном вдохе, или на самом глубоком выдохе. О подростковом кризисе говорят много разного профессионального и интересного, глубокого психологического, всякого. Но многие родители оказываются словно в ловушке — вот жил-жил у них в доме сладкий мальчик или чудесная девочка, а потом — БАЦ! Мои дети вошли в крутое пике подростковых историй синхронно с нашим переездом из Украины во Францию. Они сменили школу, перекроили круг друзей, они стали говорить на другом языке и жить по другим правилам. Одно, пожалуй, осталось неизменным, несмотря на нашу жизнь во Франции, — мы сохранили наши личные семейные правила. И, вот теперь, по прошествии года нашей жизни в этой стране, подкрашивая седину, я вдруг подумала, что мне удалось полюбить этот адский подростковый кризис. Даже если в моем случае, с моими погодками, он оказался кризисом в квадрате.
Во-первых, подростковый кризис вскрывает все закрытое. Дети учиться молчать примерно в то же время, что и говорить. И дело не в том, что родители их принимают или не принимают. Но они сами умеют вовремя схитрить, умно лавировать между плохим настроением учителей, между неудобными моментами. И со временем приходят к выводу, что о чем-то лучше и промолчать. Это можно называть вынужденной закрытостью или умением справляться со своими эмоциями. Да как угодно. Но результат один — очень часто бывает, что дети недоговаривают о том, что они чувствуют. Во время же подросткового кризиса всё слетает с катушек, нормы побоку, неприкрытая честность всё сметает на своем пути, все становится голым, резким, обнаженным, настоящим. И вот уже совершенно понятно, что сладкий мальчик будет ярким лидером, а домашняя девочка умеет рассуждать о серьезных вещах.
Во-вторых, подростки становятся взрослыми людьми, и это восхитительно интересно. Мамы часто мечтают продлить моменты детства, когда вот они, малыши, такие трогательные и нежные. Но ведь эта история детства обязательно закончится, и во взрослом своем воплощении человек проводит гораздо дольше времени. А значит, вот этот переходный процесс, который переживают подростки, происходит как раз вовремя, он дает родителям отличную возможность рассмотреть таланты и пристрастия своих детей, а детям — стать взрослыми, такими, какими им хочется стать. Если угодно, это самый главный экзамен в жизни. За него не поставят оценки. Ощущение победы остается с тобой внутри.
И, наконец, ты, глядя на своего подростка, учишься понимать себя. Нет, я не о том, что надо сейчас придаться воспоминаниям на тему «вспомните себя, такими же были». Нет. Каждый был разным, каждый переживал этот период по-своему, каждый воспринимал всё происходящее как кризис, как откровение, как второе рождение. Но, будучи уже родителем, можно внимательней присмотреться к себе. Увидеть себя в новых отношениях с детьми. Определить свою новую роль. И насладиться этим. Можно перестать, наконец, варить кашки и перетирать пюре, и можно поговорить о жизни в отношениях, профессии, контрацепции, друзьях и надежных людях рядом, рождении детей, о книгах, о мире, путешествиях, теориях, сомнениях, допустимых возможностях и страшных вещах, о которых никогда не говорил бы раньше. Ведь иметь рядом с собой молодого талантливого открытого яркого человека не менее вдохновительно, чем тискать маленького сосунка в крошечной колыбели.
Поэтому я люблю своих подростков, пусть иногда мне хочется удариться головой об стену, иногда даже и дважды.