А с мужиками-то что? Что с мужиками?
-Знаешь, тебе надо жить не здесь.
-Где — «не здесь»?
-Ну, не в Украине…
-Почему это вдруг?
-Ну двое детей, понимаешь…
Моя очень близкая подруга наливала мне чай с молоком на своей кухне. Мы встретились, как оно бывает обычно, когда у одной внезапно соскочили запланированные на вечер две встречи, а у другой отменилось родительское собрание в школе. У нас было полтора часа свободного времени и никакой мозговой загрузки. В этом сочетании заурядный женский разговор примерно на 10-й минуте соскальзывает на мужиков.
А как на них не соскользнуть, если на тот момент я была безупречно холостая, с сумасшедшим количеством работ и проектов и неправильным позиционированием себя на брачном рынке. То есть, я никак не могла всунуться в систему, где надо было быть хорошей покладистой (читай — не слишком переборчивой) девочкой, чтобы меня кто-то должен был бы «не побояться взять с двумя детьми». Ну, побояться меня, может, у мужчин были и свои причины, но с двумя детьми?..
Так вот, это моё упорствование в самом главном женском грехе, в непризнании за мужским началом божественного, доводило мою добрую подругу до отчаяния. В её глазах отражалась печаль, как будто сценарий мой был уже разрисован. Как будто она уже видела, как мои чудесные талантливые дети вырастают и покидают мою холостяцкую каморку, и как раз за разом мне светит покупка очередных котов в замен почивших в бозе. «Сдается мне, джентльмены, это была комедия». ©
Но у меня было, чем заниматься, помимо сожалений о своей судьбе, да и кот у меня был жив. И дети пока ещё бегали в первые классы начальной школы. Так что я отмахнулась от этой традиционной тоски по моему женскому счастью, и побежала жить дальше.
Припомнился мне этот разговор вот недавно, уже во Франции, когда мы заболтались с местными девочками о всяком разном, и через тех же десять минут переключились на излюбленную женскую тему. Люси, помешивая кофе, сообщила нам совершенно уверенным голосом:
-Надо бы, конечно, ребенка родить. И хорошо бы не связываться с браком или с сожителем… Одни нервы с ними. А то хороших отцов сейчас вообще не сыщешь, а ребеночка хочется.
Я тихонько перестала дышать и обвела взглядом своих собеседниц. Никто не упал со стула, не? Никто не кинулся плакать о загубленной женской доле? А классика о «береза в лесу без вершины — хозяйка без мужа в домУ», не процитировали, не? Но все было спокойно в моём французском женском кругу, и другая девочка, Анна спокойненько затянулась, стряхнула пепел, выдержала паузу и продолжила мысль:
-Да, ты права. Вот мой папа с моей мамой живут вместе уже 52 года, я не представляю себе, чтобы они развелись. А зачем малышу эти стрессы? Лучше тогда и не жениться совсем.
И опять мне примерещился классик, уже другого порядка, но с «был бы у меня такой кот, я бы и не женился бы вовсе». Я хихикнула, народ повернулся ко мне:
-А что, Лариса, твои девочки хорошо привыкли к новой семье?
-Да, — говорю, — отлично привыкли. Мы вообще такие, ко всему привыкнем, а тут и семья хорошая.
-А, — сказали мои собеседницы. — Вот видишь, как хорошо. Главное, что дети счастливы.
И мы заговорили о чем-то вообще третьем. Знаете, чего очень редко встретишь во Франции? Гонку женских вооружений в охоте на мужчин. Это просто другая жизнь, к которой привыкаешь очень быстро, как к новым правилам флирта на уровне юмора, отношений, улыбки, а не уровне привлекательной внешности и общей годности, «товарности». Девочки, помоложе, постарше, полненькие, тоненькие, в татуировках, с волосами цвета пшеницы, модельного роста и коротенькие кругляшки, всякие разные девочки живут и не парятся. То есть — внимание — НЕ парятся. Они знают, что главная ценность в их жизни — это не парное существование, а их личная жизнь, такая, какой они себе её видят. В работе, в учебе, в плетении корзинок из лозы, в путешествиях автостопом или в работе в супермаркете.
Секрета никакого нет — их мамы, мамы их мам и прамамы их мам научились жить самостоятельно чуть раньше, чем выпало нашим соотечественникам. Как-то обошла их стороной и американская мечта о «мама красивая, папа работает», и войны, отобравшие 80% мужского населения. Вот и не приходится ни за кем гоняться. Ну, разве что за скидками на красную помаду. Но это уже совсем другая история!
[…] сильно не спешат жениться. Очень сильно не спешат. Однажды я оказалась в гостях у […]