Белые банты и воротничок: школа. Идеологическая обязаловка
-Мама, мне на завтра в школу надо вышиванку…
-Детка, ну почему ты не сказала раньше? Она в стирке.
-Ну мама, это обязательно! Меня будут ругать!
Все, о чем я мечтала в школе, — это чтобы она поскорее закончилась. Чтобы для начала закончился день, после завершилась бы школьная неделя (у меня еще была шестидневка определенное время). А потом, чтобы она вся поскорее закончилась. Вместе с требованиями наглаживать галстук и передник. Вместе с требованиями носить свитер «ПОД» школьное форменное платье, потому что «холодно» — это не причина нарушать форму одежды. Вместе с промокашками, которых постоянно не было, и чернила размазывались. Вместе с бумагой школьных тетрадей, которой можно было с легкостью шлифовать в гараже папины детальки — настолько она была шершавой. Сошла бы за наждачку. Я хотела, чтобы все это закончилось.
Но хуже всего была политинформация на первом уроке. У нас была обязательная газета, которую мы всем классом выписывали, ее нужно было прочесть и обработать темы. Мы честно их обрабатывали. Начинали с передовицы, а я все ждала, когда будет 4-я страница, там печатали повесть про волка, который дружил с мальчиком.
Потом все это посыпалось, по кирпичикам растащили идеологию падшего «совка», дело как-то закончилось либерализацией, и последний год я, кажется, даже ходила в школу в джинсах. Но не это главное. Не в униформе дело, не главное дело в униформе, как оказалось.
Мы перебрались из Украины во Францию ровнехонько в конце прошлого учебного года. Мы завершили все дела, забрали личные дела детей, подписали все бумажки, присели на дорожку и — оказались в другой стране и новой жизни во Франции. И выяснилось, что французские школьники не носят униформы, не дарят цветы учителям и не собираются на утренники. А собрать ребенка в школу во Франции мне обошлось практически в те же деньги, что и в Украине (даже с пересчетом на евро). Словом, школьная жизнь показалась нам организационно легче.
А потом мой французский супруг как-то напал в ленте на видео с линейки «последнего звонка» в нашей прошлой школе. Все детки стояли стройными рядами, в белых бантах, вышиванках и с цветами в свой рост. Все это выглядело очень мило, пока по периметру не понесли знамя с почетным караулом из выпускников. «Иди сюда! Что это такое? Это военный парад? почему они с флагом маршируют? Это что-то из армии?», — в голову обычного французского госслужащего полезли фантазии. Я, как могла, объясняла, что такие у нас традиции, что еще носят первоклашку на плечах с колокольчиком, что еще выступает директор… И так далее.
А недавно мы заговорили с подругой о том, что детей заставляют участвовать в концертах, организовывать сценки, писать сценарии, разыгрывать спектакли и всячески украшать собой окончание учебного года. Творческий подход к любой задаче — это очень здорово. Если честно, то я неимоверно горжусь творческими детьми. Но только в том случае, если они сами этого хотят.
Вот с этой категорией в наших украинских школах — сложно. Мне тридцать лет тому назад поручали выучить слова на Новый Год — ничего не изменилось, детям поручают спеть-станцевать-продекламировать на линейке, на празднике 8-го Марта и так далее. Изменилось только одно — мы переоделись. Из пионерской формы — в вышиванки. Из галстуков — в венки.
Продолжая беседу, моя подруга сказала, что дочка не хочет участвовать в школьной самодеятельности, ей не нравится идея, ей хотелось бы просто быть зрителем, но давят, заставляют… Некоторых и заставлять не надо. Моя младшая дочь готова была участвовать во всех конкурсах всего мира — такой человек. Её не надо было даже дважды просить. Но таких — единицы. Из них потом вырастают прекрасные массовики-затейники. А остальные? Обливаются холодным потом, читая слова на утреннике?
Во Франции есть достаточно мест, где творческая молодежь может творить и вытворять. Театральные студии, например, танцы, всякие рок и прочие группы. В каждом селе практически. Во всяком случае в нашем селе, где живет до 3000 человек, это всё есть. И бассейн. И теннис. И регби. И… Вот моя младшая поет в хоре. Без слуха и голоса 🙂 Но поет, год тренируется, и завтра у неё огромный концерт с оркестром. С оркестром! В селе на три тысячи.
А школа — это школа. В школу во Франции не приносят шоколадки, коробки с конфетами, цветы и букеты в корзинах. В школе не собирают на подарок директору к выпуску и на покупку золотых украшений для учительницы-классного руководителя. Вот это очень облегчает идеологическую нагрузку — потому что ощущение обязательности гнетёт похлеще той самой политинформации. Впрочем, я не буду утверждать об идеальном положении дел в школе (у меня к французской школе есть свои вопросы), но по части уважения к выбору и беспристрастности процесса обучения… Да, ребята, украинской школе все-таки есть, куда бежать. Даже если мы больше не повязываем по утрам аккуратно отутюженный галстук «с нашим знаменем цвета одного». Осталось кое-что посерьезней.
И я хочу категорически подчеркнуть, что очень люблю и берегу вышиванку, ношу даже тут, во Франции, считаю её стильной красивой одеждой, подчеркивающей девчонок и украшающей парней. Я люблю встречать Новый год на Майдане в Киеве, петь гимн всем городом и чувствовать свою принадлежность к огромному числу таких же людей. Но не могу не согласиться со взглядом со стороны: в школе порой это все выглядит так, как будто мы сменили одну обязаловку на другую.
Надо,чтобы ознакомились с этим материалом директора украинских школ, заучи и классные руководители, а также представители МОН
было бы неплохо, да. Но поможет ли?!