Должна — не должна, буду — не буду
-А кто к тебе в больницу приезжал?
-Моя мама.
-А папа ребенка?
-Его здесь нет.
Я очень долго подходила к этой теме, несколько раз, честно, клянусь прямо, и боялась её коснуться. Лишний раз притронуться. Судите сами: вот сначала жили-были папа-мама-дети, а потом остались только дети и мама. Знакомо многим, слишком многим. Мне по сей день кажется чудовищной несправедливостью тот факт, что дети — это девочковая проблема. Давайте только сразу договоримся, что, когда я пишу «проблема», я не давлю из вас, мой дорогой читатель, слёзы и прочее. И не пытаюсь сыграть в игру «бедные-несчастные девочки, не знали, что творили». Я, напротив, стремлюсь выйти на взрослый диалог, чтобы донести свою главную идею — мир выдумал генную инженерию и пересадил печень свиньи человеку. Было бы отлично, имея такой огромный потенциал науки, внедрить в мужскую генную систему ответственность за собственных детей. Ну, а если это очень дорого, то хотя бы поставить, для начала, пеленальные столики в мужских туалетах в аэропортах мира.
Вернуться мыслями (да и эмоциями, чего греха таить) лет эдак на 9 назад меня подтолкнула недавняя история, которая приключилась с одной знакомой девушкой уже тут, во Франции. Заболел у неё ребенок. Дело житейское. Где делся папа этого ребенка — мне неведомо. Но рядом его нет. Ей приходится вгрызаться намертво в работу, приносить клятвы и кровь девственниц в жертву, обещая, что «я всё-всё-всё отработаю», не спать от двойного ужаса, что а) ребенка таки упекут в больничку надолго и б) её таки уволят к чертям собачьим. Вообще дергаться постоянно от малейшего чиха и молиться на няню. Здесь, во Франции, персональная няня — это практически Rolls-Royce, стоит в годовом обороте примерно так же. Поэтому мамки таскают детишек или в ясли (доступны с 4 месяцев, если повезет найти место, ясли переполнены), или сдают в некоторого рода домашние садики, когда одна няня занимается 4-5 детишками. Это дешевле.
А в глобальном смысле местные французские мамы, которым посчастливилось заполучить от судьбы чудесных малявок, но с наличием мужей повезло меньше, реагируют на жизненный челлендж совершенно аналогично нашим украинским коллегам. Они пашут, как кони, чтобы разрулить сложившееся. И, если папа где-то существует, но своих обязанностей по поддержке детей не выполняет, вместо него французских мам-одиночек поддерживает государство. Да, это огромная удача, да, с голоду не помрёшь, да, сможешь даже не дрожать над оплатой счетов — тут работает система скидок для таких случаев. Да, дети смогут учиться в школе и даже ездить на школьном автобусе. Но, чтобы двигаться дальше, этим мамам приходится бежать в два раза быстрее, чем всем другим обычным мамам, чьи спины прикрыты.
Я многократно проходила через это ощущение, когда «если не ты — то никто». Когда заканчивались деньги. Когда заканчивались силы. Когда счета не заканчивались никогда. Когда твои дети в садике — последние, потому что мама на работе. Когда все дети в классе шли на уроки немецкого с глянцевыми книжечками по 450 грн, а мой ребенок нес распечатку на ксероксе. И так далее. Популярной реакцией в моё время была одна: «надо срочно что-то делать». Мои местные французские знакомые действуют также. Уж не знаю, какой там предавший кого мужчина стоит за каждой успешной женщиной, но — Бог мне свидетель! — за каждой выжившей мамой-одиночкой стоит только перепаханная рабочая целина. Или даже две.
И вот в этой точке мне порой встречалась обескураживающая реакция других девочек, которые подсказывали мне ласково, но очень настойчиво, что я все делаю неправильно. Что я не должна всё тащить на себе. Что надо просто передать ответственность мужчине. Вдохновить его. Подтолкнуть. Слегка задурить ему голову — пусть верит, что бы без него пропадёшь. И вот ты уже вне круга этой адской игры, и вот пусть он и занимается. А ты отойди в сторонку, ты же слабая женщина. Ну, конечно, раз ты такая сильная, то кому нужно решать твои проблемы, сама и решай — сама и виновата! Дура! Последнее — это уже за кадром.
А я никак не могу взять в толк, до сих пор, хотя вот уже сколько лет прошло, и дети выросли, и второй брак грянул, и страну поменяла, и размер одежды — никак я не могу понять, а почему и с каких таких дивных причин взрослых людей (сиречь, пап детей) нужно вовлекать? Подыгрывать, мотивировать, вдохновлять и активировать набором каких-то кодовых слов, комбинацией прикосновений или еще как-то? Что это за WTF, а?
И вот болтаю я с моими новыми французскими знакомыми мамами, а они тоже не играют в эти игры. Наверное, все-таки, не всем девочкам при рождении делают прошивку на подкожное управление папами их будущих детей, если случится развод. Я, в целом, считаю, что из любого развода женщина выходит в плюсе — живая и с активами. Например, я выиграла в этой лотерее белого кота, двоих детей и надежную стиральную машину. Тоже белую. Детям вот уже 12 и 13 лет, кот прожил со мной тоже 14 годков, а стиралку подарили друзьям, она еще и им стирает по сей день. А! И самое главное забыла! Я вынесла готовность ввязаться в любую драку. А вот пеленальные столики в мужских туалетах — это было бы золотой медалью всем, мне подобным.
П.с. Все персонажи в этой записи блога реальны. Но не всем выпала жизнь во Франции. Поэтому прошу отнестись с пониманием, и при трансляции на собственную — или мою — реальность давать поправку на ветер, географию и припуск на случайность совпадений.