Думай о хорошем — или разозлись
-Ты, главное, будь всегда в хорошем настроении.
-Разве это возможно?
-Ну ничего не стоит попробовать, взять и сделать.
Когда-то я, как и все хорошие девочки, поступала в институт. Было дело еще в те времена, когда золотая медаль давала право пройти один вступительный экзамен на отлично — и ты в дамках. Первым экзаменом у меня было сочинение — это был моим шансом на все времена. Впрочем, тут на меня все смотрели выжидательно и с надеждой, потому что писала я «без черновиков» и огромное количество всего. Одно было ни шатко, ни валко в этой истории — тема сочинения. А это было важно, ведь неудачная тема могла свалить любого колосса пера и чернила. Ведь нам надо было цитировать близко к тексту, оперировать набором произведений, всякие эти вот фигуры высшего литературного пилотажа и прочего… Словом, чистый ад. Но тут по секрету шепнули нам, что темы должны быть в округе таких-то деятелей и таких-то произведений — мол, годовщина того-то, юбилей этого.
Все выглядело очень логично. И стали мы, абитуриенты, готовиться, не поднимая головы, ни сна ни отдыха, ни маковой росинки. Когда мы все пришли на экзамен, стали личные вещи, оставив себе только ручку с карандашом, расселись, и экзаменатор открыл створки настенной доски с темами… У людей случилась у кого паника, у кого ступор, у кого истерика. Ничего и близко к тому, к чему мы готовились! Противоположный конец диаметра! Пару мальчиков-девочек расплакалось. Кто-то встал, сдал листок и вышел из аудитории.
Я сидела, пялясь на эту доску с темами, как баран на новые ворота. И даже хуже. По спине бежали холодные струйки, лапки взмокли, очки запотели. Я смотрела на экзаменаторов, довольных произведенным эффектом, которые прогуливались между рядами, и тут меня разобрало зло. «Ах вы ж…», — подумала я, вытерла ладошки о штаны, ухватила свою ручку и взялась строчить.
Я не думала о том, что несколько цитат я написала не совсем точно. Я не переживала о том, что какие-то знаки препинания могут проскочить мимо. Меня била одна мысль: «Нет, ребятки, так запросто вы меня не возьмете». Два десятка лет позади, а ощущение это я помню, как сейчас. Мама, которая ждала меня под дверью аудитории, сказала, что я вышла, шипя от ярости и отплевываясь ядом. Она не поняла, что случилось, и даже занервничала. Но сочинение я написала удачно, свое проходное «отлично» заработала с первой попытки, отучилась и всё, что мне было положено.
Примерно такие же эмоции порой охватывают меня сейчас, когда мне приходится «сдавать экзамены» в новой стране, зарабатывая своё право на адаптацию, нормальную жизнь и привычные человеку действия в виде «работа-дом-школа-садик-отпуск». Не задумываться о том, что происходит с тобой, не получается. Плыть просто по течению, расслабленно шевеля лапками, тоже. Если тебе чуть больше 16 лет, если ты успел за свою жизнь на родине обрасти делами, друзьями, радостями и горестями, успел пустить корни и почувствовать свою принадлежность месту и времени, если ты успел наработать анамнез больших и маленьких достижений, — в другой системе координат тебе по умолчанию будет непросто.
Наверное, переезд в другую страну дается легко только тем, кто о нем по-настоящему мечтает: кому тяжко и тесно в рамках родины, кому хочется вольного ветра, чистых тротуаров (а кому их не хочется?) и прочих радостей цивилизованного мира. Кто с самого начала поставил парочку крестов на своем прошлом, и кому очень притягательно его заграничное настоящее.
Мне притягательно. Но мне непросто. И, чтобы влиться в эту местную французскую систему, чтобы хоть на пару миллиметров стать своим в этом окружающем новом мире, куда я перебралась после переезда из Украины во Францию, приходится постоянно вырываться из своих канонов. Постоянно работать на ту тему, к которой ты совершенно не готов, которая не была заготовлена и к которой у тебя нет ни одной цитаты в голове. Постоянно холодная спина и мокрые ладошки. Спасает, знаете, что? Спасает старый рецепт — «нет, ребятки, так запросто вы меня не возьмете». И… выучивается еще десяток новых французских слов, прочитывается еще одна художественная книга, делается еще одна нужная бумажка. Иногда мне хочется встать, сдать листочек и выйти из аудитории. Но я слишком разозлилась, чтобы сдаться без боя 🙂
Молодчина!!! Бойцовский характер!!!
Иногда полезно быть «плохой девочкой со стальными яйками» 🙂 с точки зрения жизни 🙂