Злые учителя, зубрёжка, страх доски… и мечты восьмиклассницы
-Ну, а все-таки, где лучше учиться?
-Во Франции. Ни разу не видела тут
в коридоре ученика, зубрящего что-то на память.
Иногда мне выпадает простая человеческая радость пообщаться со своими подростками. Ну, когда вдруг интернета дома нет, или какая другая напасть приключилась — тогда мама перестает быть прозрачным приложением к оформлению их безупречной жизни и становится видимым персонажем. И тогда мы садимся разговаривать — обо всем. О переезде из Украины во Францию, о всех плюсах и минусах жизни здесь, о друзьях, о том, что нам нравится и не нравится. И, конечно же, о школе: о французских детях, французских учителях и французских правилах школьной жизни. Это всегда очень увлекательно и познавательно: я-то в школу уже не хожу! И вот по результатам недавней такой беседы у нас случилась примерно такая серия выводов, которые моя 14-летняя девочка вывела, сложив «два и два» о системах обучения в двух странах. Я приведу здесь набор цитат, так как слушала, развесив уши, без купюр и редакций. Мне кажется ценным сам факт, что эти выводы сделаны в том виде, в котором они прозвучали.
1.В Украине учителя злые.
Они постоянно говорят о детях, как о несчастье. И то не так, и работа не очень… Я могу вспомнить только несколько учителей, которые были спокойными, любили свою работу и не страдали в школе. Да, я знаю, что у них очень тяжелая работа и не очень хорошая зарплата, но ты постоянно чувствуешь себя в чем-то виноватым перед ними. Это нечестно.
2.Я бы до класса восьмого вообще не ставила оценки.
Оценки могут кому-то повысить самооценку, а кому-то могут её и занизить. И то, и другое — плохо. Не даром в начальной школе в первом классе не ставят оценок, я бы вообще до 8-го класса их не ставила. Потому что ты понятия не имеешь, чем будешь заниматься в жизни, а зачем тебе стрессы из-за того, что у тебя по математике 6-ка, а ты на самом деле собираешься быть художником? Вот если ты решил быть художником, а у тебя по рисованию двойка… Вот это уже по-настоящему плохо. Да.
3.Никогда не видела во Франции кого-то, кто зубрит на перемене!
В Украине в школу идешь и думаешь — боже, что меня там ждет. Нет, конечно, я во Франции тоже не очень хочу ходить в школу, а кто хочет? Но все-таки страха, что тебя сегодня ждет какая-то неожиданная неприятность, нет. Когда мы приходим в школу во Франции, мы знаем: вот сегодня будет контрольная. А в Украине — постоянно то самостоятельные, то летучки, то незапланированные пятиминутки… А если ты просто не готов? Одну написал на 10, вторую — на 6. И средняя получается низкая. Это же неправильно!
4.В Украине только деление уроков на пары и хорошо.
Мне нравится, что в Украине все уроки регламентированы по 45 минут — да, могут задержать между полупарами без перерыва, но вообще есть небольшие, но перерывчики на вздохнуть. Когда во Франции приходится работать по два часа без перерыва, это очень сложно — ты постоянно занят чем-то и не можешь даже выскочить из класса.
5.Плохие ученики в Украине? А во Франции их еще больше!
У нас тут есть такие дети, которых в украинской школе давно бы из школы выгнали — не просто лентяи, а отпетые лентяи. Они ничего не делают — ни — че — го. И учителя с ними возятся, возятся… Им же как-то нужно дать это образование, чтобы совсем не были бестолочами… И никто им не говорит, что «что из вас вырастет». А в Украине нам постоянно говорили, что мы «ужасные ученики». То они ужасных не видели!
6.Большая часть того, что мы учим, нам не пригодится.
Вот часто дети говорят: «Зачем нам это надо?» о разных предметах. Для всех они разные, зависит от того, к чему ребенок стремится. И ведь это правда! Представить себе, что некоторые мои одноклассники будут всерьез заниматься математикой, которую их вдалбливают, заставляют учить с боем… Это просто смешно. Так, может быть, хорошо бы глубокое изучение предметов начинать уже после школы, когда все дети определятся, кто кем хочет быть. Как во Франции. Не хочешь учиться дальше — не учись. Хочешь учиться — хоть еще 5 лет, без проблем. Дело твоё. Мне кажется, это правильно.