Школа жизни: как во Франции школьники узнают о сексе и процессе зачатия
-А потом нам показывали фильм.
-Даже фильм??
-Ну не то, что ты подумала! А научный фильм!
Я переехала во Францию с двумя дочерьми-подростками, как говорится, в самом расцвете их сил. В нашей семье никогда не было запретных тем, которые касались бы размножения рода человеческого, и мои дети не ориентировались на сказки об аистах и благодатные урожайные кусты капусты.
А как обстоят дела с сексуальным просвещением детворы во Франции? Ведь в нашей культуре, во всяком случае, в моё время, никакого просвещения, считай, и не было.
Поколение моих сверстников (скажем, 70-80 гг. прошлого века, что даже формулировать страшно) узнавали все подробности о процессе взросления и деторождения методом обсуждения деталей в общих посиделках у кого-то на чердаке во время летних каникул у бабушки. Обычно после первого-второго класса школы. Всегда находилась чуть более взрослая девочка или парень, которые просвещали зелёную поросль, как могли. Еще была Медицинская энциклопедия и «Энциклопедия молодой семьи», которую родители старательно прятали у себя в тумбочке в спальне.
Теперь же дети учат основы полового воспитания и биологические процессы зарождения человеческой жизни в школе. Во всяком случае, так происходит во Франции — тут колледж подходит к вопросам просвещения серьезно. Первый год обучения в колледже, что равняется украинскому 6-му классу средней школы, начинается с изучения такого предмета как Sciences («Науки»). Он объединяет в себе три больших направления – различные технологии (например, дети изучают основы работы ГЭС), биологию и основы физики.
Вот как раз биологическому пласту и достается роль «старшей девочки в летней компании». Системный подход – наше всё. Сначала детвора отправляется куда-нибудь на местный пруд изучать личинок стрекоз и головастиков. Потом они изучают все возможные виды опыления у растений и всяческих живородящих и икромечущих рыб. Ну, а как же с родом человеческим?
-Я буду писать контрольную завтра, — однажды вечером мой младший ребенок вернулся домой озадаченный.
-И какая у вас тема? – поинтересовалась я.
-Взросление и пубертатный период.
Признаюсь честно: это было неожиданно. От своих украинских коллег-мам я слышала, что на отдельных уроках в школе детвора так или иначе изучает строение репродуктивной системы человека, да и моя личная биология в старших классах, помнится, проходила под дружный гогот с задних парт, как дело доходило до изучения оплодотворения и функций взрослеющих организмов. Но контрольные? В 11 лет?
Оказалось – всё давно придумано и разработано. Ученики французского колледжа не зря лазили по колено в грязи и листве, разбираясь, кто из обитателей местного леса с прудом отложил икру, кто закуклился до следующего лета, а кто родился у мамы с папой. Вооружившись всеми приобретенными знаниями о пестиках, тычинках, оплодотворении у животных, насекомых и всяких рыб, дети переходят к собственному биологическому виду – и делают это вполне логично.
Учительница (у моей дочери ведет эти «Науки» очень ответственная мадам), конечно, тоже призывает к порядку особо развеселившуюся при слове «пенис» публику с задних парт, но для большинства детей информация не представляет собой ничего, кроме информации. И, правда, а что делать, если органы имеют свои названия? Учить терминологию! Кстати, ученики лицея на этих же уроках узнают, какие животные дольше всего вынашивают своих детенышей, и кто приносит в этот мир по 5-6 и более малышей, а кому положен один наследник за один раз, кто из животного мира – образцовый папа, и чьи мамы заботятся о всех детенышах своих соседок с одинаковым вниманием. Одним словом, ученики получают задачу найти общие принципы и различия в процессах воспроизведения на всяких разных ступенях живого мира вокруг нас.
Тема же самого секса и зачатия – это уже несколько другое занятие, которое лишь тематически связано с чисто информационными вопросами. Здесь детям уже объясняют, как и что происходит в семейной паре, которая решилась на рождение ребенка, для чего и как работают все репродуктивные органы мужчины и женщины. В ход идет и анимационный фильм, который рассказывает о внутриутробном развитии ребенка до момента рождения, и аналогии с животным миром вокруг нас.
И напоследок – любопытный факт из серии «Очевидное невероятное». Выяснилось, что не все дети в возрасте 11 лет, одноклассники 6-го класса общеобразовательного колледжа во Франции, куда ходит моя младшая дочь, до этого решительного урока знали, откуда они взялись. Кто-то был удивлен, кто-то хихикал, кто-то недоверчиво хмурился, кому-то мама действительно сообщила, что нашла свою дочку — правда, не в капусте, а в розовых кустах, что романтичней. Несмотря на просвещенный век высоких технологий, беспроводной доступ к любым терабайтам любой информации, всё по-прежнему начинается в семье. Как и пару веков назад, открытость (или закрытость) вопросов полового воспитания берет своё начало в рамках общения ребенка со взрослой частью своей семьи. Ну, а школа лишь помогает навести порядок в голове и избежать недоразумений о функциях пестиков и тычинок.