Жить без счастья — самая вредная привычка моего поколения
-Прекратите шум и галдёж!
-Мы не шумим, мы просто смеемся…
-И без причины! Успокойтесь!
Я работала на своих бесконечных работах, мчалась домой к детям, забирала из садика, таскалась с ними повсюду до вечера, и думала: «Вот они сейчас улягутся спать, а я успею еще поработать». И вот, в один из таких вечеров, погруженная в свои мысли, я несла старшую в ванную, и она, сидя у меня на руках, вдруг спросила меня: «Мам, а почему ты не улыбаешься?». Я растерялась. И что-то пробормотала про усталость. И мне стало стыдно.
И каких-то лет 10 прошло, и вот недавно я задала такой же вопрос: «Мам, ты чего не улыбаешься?», фотографируя нашу бабушку на фоне каких-то французских красот. «А я всегда такая», — ответила мне мама, и, кажется, тоже смутилась. Но я знаю, что это неправда. И мы умеем улыбаться. И это у нас отлично получается. При желании.
Любой тренер по личному росту, психоаналитик, да и просто мудрая старенькая бабушка скажут вам, что от напряженного лица хочется бежать подальше. А улыбка делает мир чуть светлее. Улыбка — это мой личный бой на ниве адаптации к новой жизни после переезда из Украины во Францию. Я уже рассказывала, что мы не улыбаемся, и для европейского жителя вычислить выходца из бывшего Союза также несложно, как для меня сейчас отличить местного жителя нашего Юга Франции от приезжего туриста.
Но есть и второе дно у нашей внешней визитки, и это помогает понять, почему всё так печально — и переносном и буквальном смысле слова — с нашим эмоциональным портретом. Не буду вдаваться в глубину профильных знаний и рассмотрение первопричин (это сделали за меня очень умные люди, которых вы читаете), скажу лишь о своих наблюдениях.
Мы ищем какой-то весомый повод, чтобы смеяться, улыбаться и всячески радоваться. Мы как будто зарабатываем себе право, разрешение на хорошее настроение. Дорого или дешево дается нам наша ежедневная жизнь, мы все сжимаем изнутри, мы не верим в собственное счастье — и это отражается снаружи.
Мы стараемся так нагрузиться, столько рекордов побить, столько целей поставить, столько задач выполнить, столько всего нарисовать и воплотить, что за расслабленным вздохом надо уже ходить либо на танцы, либо в спортзал, либо на групповую терапию. Культ успеха — это вам не расслабленные посиделки на террасе со стаканом капуччино. А три тысячи писем сами себя не отправят!
Мы постоянно оглядываемся, «как бы не случилось чего». Чего — сами не знаем. Как бы не вылететь с работы, как бы не разругаться с нужными людьми, как бы не создать неловкой ситуации, как бы не перестать нравиться мужу, как бы не прослыть толстой, злобной, жадной …. Словом — без одобрения нам не живется. И тут не до смеху, прямо скажем.
Мы не любим веселого шума и гама. Вот тут уж не могу сказать, почему — может, кому-то это кажется праздным, а кому-то — глупым. Но мы при виде сильно уж развеселившихся людей, первым делом думаем, что тут что-то не то. Мы одергиваем детей, пресекаем смешки и шутки, мы не строим с ними рожи и не ржем без причины. Ну, а мяукать на два голоса — это уже точно что-то. Сейчас приедут добрые люди в белых халатах, они-то тебя и успокоят.
Что делать? Да ничего, если ничего и не хочется. Мне кажется, что потребность звучать по-другому должна прийти изнутри, тогда и захочется улыбаться, захочется побежать наперегонки с детским велосипедом, захочется просто поболтать с баристой в кофейне, захочется. Словом, надо хорошенько пошарить внутри у себя, мы же точно умеем улыбаться!